?

Log in

No account? Create an account
Трикстер [userpic]

Про "сопротивление клиента" (почему я не пользуюсь этим понятием)

Пост из серии "как я работаю и чего от меня ожидать". Все тексты этой серии можно найти по тегу "формы и методы работы". Еще об этом говорится в профиле.

Неделю с небольшим назад на Фейсбуке в группе "Нарративная практика" случился очень содержательный и насыщенный разговор.
Вот здесь: http://www.facebook.com/groups/305330262848504/332599183454945

И я там как-то здорово разговорился, так что сейчас буду сюда таскать куски оттуда, дополнять и разворачивать.
Тем более что Фейсбуком не все пользуются, то есть не все могут прочитать.
А тем, кто может, я как раз очень рекомендую дискуссию целиком - там было затронуто множество разных важных и увлекательных тем!

Привожу важные для меня выдержки из разговора.
Мне кажется, они отвечают на вопрос, как я работаю (а как не работаю), о чем я ранее обещал написать подробнее.
Все тексты этой серии можно найти по тегу "формы и методы работы".
Ну, и мне так удобнее будет, чем потом по Фейсбуку искать.

"Т." - это я :))
Другие реплики привожу выборочно - насколько нужно для контекста.

Julia Lokkova:
Коллеги, оперируете ли вы в своей практике понятием "сопротивление"? Если да, то какой смысл вкладываете в этот термин? Если нет, то сталкиваетесь ли вы с теми явлениями, которые принято относить к сопротивлению, и как их себе объясняете и как с ними работаете?
Т.:
В свое время Маша Егорова (marys_elsy) нам (учебной группе то ли по работе с травмой, то ли на расстановочной) сказала: "Если у вас в голове хотя бы забрезжило слово "сопротивление", это значит, что вы УЖЕ насилуете клиента" (и пора срочно остановиться).
Я с тех пор очень ориентируюсь на эту идею.
Причем тут даже не важно, что именно я вкладываю в это понятие. Важно, что у меня возникло это ощущение и слово. Значит, я - как минимум, в моем понимании, - уже "сверху" и "лучше знаю". А это уже вредно. Поэтому мне такой ориентир удобен.

А от Дарьи Кутузовой (dk_narrativ - один из рабочих журналов) я в свое время почерпнул вторую мысль, которая отвечает мне на вопрос "что теперь делать-то?": о том, что если клиент "не понимает", значит разговор вышел за пределы его зоны ближайшего развития (да и просто за пределы нашего с ним общего, разделяемого понимания). И надо "отступить назад, на знакомую почву - подойти поближе, вернуться на дорогу", так я для себя это понял и обозначил.

А про третью даже не мысль, а ощущение только что мелькнуло выше - про "эмоционально заряженный материал, с которым надо осторожно обходиться". У меня это именно физические ощущения, которые можно сформулировать как "тут какая-то мина, тут горячо, тут страшно, тут обвал и т.д." - образы какие-то, порой довольно четкие (я шаман - это как-то с этим связано). Если мне это кажется уместным, я могу их осторожно озвучить, обставив вводными словами, чтобы не навязывать свое видение. Часто оказывается полезным, продвигает куда-то.

Daria Kutuzova:
Юля, а можно тогда перечислить сразу те явления, которые в различных направлениях принято относить к сопротивлению? Чтобы мы все были, как говорится, on the same page?
Julia Lokkova:
Например: когда терапия в целом протекает успешно, но ходить на нее становится трудно, все время появляются какие-то более важные дела и находятся причины пропустить сессию, когда не хочется говорить терапевту о каких-то важных чувствах, событиях своей жизни, хотя в целом это может обсуждаться с другими людьми; когда человек "забывает" (и не один раз) о назначенной встрече с терапевтом, когда ему не хочется платить за терапию или он просит снизить стоимость терапии (хотя его финансовое положение остается прежним), когда клиент вдруг молчит всю сессию и не объясняет, что с ним происходит, когда у него исчезают темы для разговоров. То, что называется "сопротивлением переноса", когда клиент не говорит о своих чувствах к терапевту, боясь потерять уважение психолога или оскорбить его.
Nadeya Gradovskaya:
Я тут подумала, что называя "сопротивлением" мне представляется метафора препятствия и существования напора. А потеря мотивации к терапии - скорее ослабление "потока". Это не ответ, а наблюдение... в конечном счете все термины так или иначе метафоры. (...)
Т.:
Почитал "напримеры" и идею про "ослабление потока". Идея очень понравилась, спасибо! Буду думать, куда ее приспособить :).
При этом в случае таких "напримеров" у меня срабатывает идея про авторскую позицию клиента - у меня она тут трактуется как "он/а сам лучше знает, как ему делать и что делать". Свои наблюдения я могу озвучить и спросить, а как он/а это видит - может, я вообще не с той колокольни гляжу и для себя интерпретирую.
Я вижу себя как спутника, сопровождающего, проводника - я не знаю "конечной цели" маршрута клиента, но могу знать что-то об особенностях каких-то местностей. Поэтому иногда могу - с много вводных слов - информировать о том, что бывает иногда вот такое-то и такое-то, не отзывается ли? Всякий раз ловлю при этом грань, чтобы не навязать свои представления о том, что с клиентом происходит.
А еще я очень помню - по себе же, - что при работе с травмой, например, часто подолгу бывает не до всего. Что-то в глубине происходит, а снаружи может казаться, что треп ни о чем. Или ходить к терапевту сейчас не за чем, так как новое все равно никуда не полезет. Стараюсь так спрашивать, чтобы понять, что происходит.
При этом на лайф-коучинг, консультирование и терапию у меня контракты различаются, но не формализованы (не написаны никак). Все устно оговаривается и регулируется по обстоятельствам. То есть если клиент перестал ходить - ну, перестал. Потом, может, опять начнет. А в процессе я на каждом повороте спрашиваю, туда ли мы вообще идем. Сеттинг* в долгосрочной терапии я вижу как опору для клиента, так что ему решать, нужна ли ему такая опора. - Я буду думать. Может быть, мне стоит делать это как-то структурированнее? Спасибо.
_________________________________________

* Сеттинг - это четко оговоренные условия по времени, месту и формам взаимодействия: как часто, как долго, где, когда, какова оплата за пропущенный клиентом сеанс, за какое время стороны предупреждают друг друга о возможном пропуске, какие методы работы используются, каковы ее общие цели и т.д.
Обычно это то, что оговаривается до начала работы.

Контракт, кстати, - это обычно не бумага, а система устных договоренностей между помогающим практиком и клиентом, вырабатываемая в начале работы. Сюда входят конкретные цели работы, ее темы, запросы, ожидания сторон и пр. Так как на четкую формулировку запроса иногда может уйти не одна сессия (или одна долгая сессия), то это относится уже к работе. - Помощь в формулировании ответа на вопрос, чего именно хочет клиент и что ему нужно. И ответ практика, в чем из этого и как именно он может помочь. Когда это оговорено - контракт заключен. Потом может пересматриваться по мере продвижения в работе.

А Дарья там выше говорила о своем опыте, а она работает онлайн и контракт у нее письменный, насколько я понимаю.
И я вот задумался, а не сделать ли именно письменные шаблоны договоров для разных видов консультирования, на основе которых можно было бы уточнять договоренности?
Правда, подписать такой контракт будет почти невозможно - форматы работы легко и часто перетекают друг в друга по инициативе и/или с согласия клиента. Но для внесения ясности могут пригодиться.
Похоже, это та же идея, что с этическим кодексом (http://trixter-psy.livejournal.com/15975.html) - разные правила для разных обстоятельств.

Далее разговор перешел уже на другую тему, которую я вынесу в отдельный пост. Он будет про различия между лайф-коучингом, консультированием и терапией в моем понимании и исполнении (http://trixter-psy.livejournal.com/17063.html).

Comments

Posted by: nasse (nasse)
Posted at: Март, 29, 2012 14:44 (UTC)

В какой-то момент поняла, что если появляется что-то, что хочется назвать словом "сопротивление" - это что-то, что стоит исследовать...

Posted by: Трикстер (trixter_psy)
Posted at: Март, 29, 2012 14:53 (UTC)

Да. Это может быть какая-то точка напряжения.
А может быть моя идея, которую я рискую надеть кому-то на голову. А он сопротивляется в самом здоровом смысле этого слова - противодействует попытке насилия и нарушению границы.

Тут еще важно, кому (практику или клиенту) хочется это так назвать :).
И с какой целью.

Опять же, на Фейсбуке была еще очень ценная идея про сопротивление у _терапевта_. Когда что-то мешает контактировать с этой темой. - Тоже важный аспект.

Posted by: nasse (nasse)
Posted at: Март, 29, 2012 15:04 (UTC)

В принципе, кто бы ни произнес слово "сопротивление", это ненасыщенное описание "с процессом что-то не так". И да, согласна, оно может порождено совершенно разными причинами.
Возможно, оно - кандидат на экстернализацию.
(Кстати, было бы забавно посмотреть, как это в контексте расстановок)

Posted by: Трикстер (trixter_psy)
Posted at: Март, 29, 2012 15:17 (UTC)

В контексте расстановок это надо именно смотреть, по-моему :))

Posted by: nasse (nasse)
Posted at: Март, 29, 2012 15:19 (UTC)

Мне в последнее время очень нравится идея расставлять под нарративный треп. На мелких предметах.
Насыщенное описание очень хорошо фокусирует фигуры...

Posted by: Трикстер (trixter_psy)
Posted at: Март, 29, 2012 15:23 (UTC)

Да!!
И наоборот - предметы помогают отловить и сформулировать сущности!

Posted by: nasse (nasse)
Posted at: Март, 29, 2012 15:26 (UTC)

И это да.
По-моему, стоит как-нибудь собрать тусовку маньяков и кое-что попробовать...

Posted by: Трикстер (trixter_psy)
Posted at: Март, 29, 2012 16:46 (UTC)

Что именно?

Posted by: nasse (nasse)
Posted at: Март, 30, 2012 01:59 (UTC)

Всякие разные тонкости совмещения нарративного подхода с расстановками.
Мне, например, ужасно интересно, как выставить ландшафт смыслов.
(Одна из неприятных для меня, как нарративщика, особенностей расстановок - клиентская история сводится к ландшафту действия, клиентские ценности протаптываются, системная история не оставляет места для авторства)

Posted by: Трикстер (trixter_psy)
Posted at: Март, 30, 2012 18:36 (UTC)

Ну, в структурных расстановках мы же именно смыслы и понятия можем расставлять :). Мы на интервизии этим очень много занимались в свое время. И я этим часто пользуюсь.

11 Читать комментарии